12 мая 2016 года в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя советского союза А.М. Осипова» города Алатыря Чувашской Республики состоялся общегородской семинар директоров и заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений города по теме «Создание развивающей среды для обучающихся как фактор реализации задач ФГОС».
В семинаре приняли участие сотрудники отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики во главе с заместителем начальника отдела Шумиловой В.К.
В начале семинара было заслушано выступление директора школы Филянина П.А.
Он начал со слов Президента Российской Федерации В.В. Путина:
«Именно образованные, творческие,
физически и духовно здоровые люди,
а не природные ресурсы или ядерное оружие,
будут главной силой России этого
и последующего веков».
«Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только во ФГОСах Стандарте второго поколения определены результаты воспитания:
чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многие другие. В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Концепция является методической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция определяет:
o Характер современного национального воспитательного идеала;
o Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
o Систему базовых ценностей, на основе которых возможна духовно – нравственная консолидация межнационального народа РФ;
o Основные социально – педагогические условия и принципы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
Мы, как и Вы у себя в школах, выполняем воспитательную миссию, как того требуют директивно-распорядительные документы. Но, смею Вас заверить, наш небольшой коллектив ведёт воспитательную работу системно, добросовестно и дисциплинированно. В основном за счет энтузиазма, т.к. при подушевом финансировании стимулирующий фонд оплаты труда в этом году у всех школ 30% от ФОТ, а у нас лишь 14%.
«… от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Эти слова сказаны Василием Александровичем Сухомлинским давно, но они не потеряли своей значимости и сегодня. Только делать нам с Вами, педагогам, это ныне сложнее.
Ведь за последние 25 лет произошло резкое падение нравов. Если прежде достоинство человека определялось его образованием, трудолюбием, участием в общественной деятельности, то сегодня главным мерилом достоинства стала толщина кармана.
Думать, любить, знать, понимать, сочувствовать, помогать – это всегда труд, это всегда трудно. И настоящая педагогика сотрудничества учителя и ученика – это ответственное проведение взрослым ребенка через посильные испытания, сомнения, риск, поиск, выбор, поступок.
Ведь мы продолжаемся в других людях, если успеваем им сделать что-то доброе.
Мы в школе, директор и учителя, пытаемся отдать обучающимся не только знания, жизненный опыт, но и частицу своего сердца.
Живем мы, как я выше уже сказал, в сложное, переломное время. И сегодня, как никогда, человеку не хватает добра, любви, уважения друг к другу и взаимопонимания.
И мы в школе строим воспитательную работу в надежде, что наши питомцы привнесут в мир веру в добро и сами будут счастливы.
Ведь мы, оптимисты и преданные детям фанатики, не щадя своего сердца, по-прежнему будем бороться за их души.
Ценности личности формируются, конечно, и в семье, и в неформальных сообществах, и в сфере СМИ, искусства, отдыха и т.д. Но! Наиболее системно, последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в нашей с Вами отрасли, в школе, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Мы, школа, - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. И школа является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Педагогическим коллективом нашей школы была разработана Программа воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», ФГОС начального и основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников.
Целью внеурочной деятельности в нашей пятой школе является создание условий для проявления и развития учеником своих интересов на основе свободного выбора и постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципы организации внеурочной деятельности в СОШ № 5:
o Соответствие возрастным особенностям обучающихся;
o Опора на традиции и многолетний положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
o Опора на ценности воспитательной системы школы;
o Свободный выбор на основе интересов и склонностей ученика.
Что мы у себя в школе подвергали оценке?
- Сам процесс (т.е. вклад учителя – воспитателя) и результаты (т.е. достижения воспитанников).
Наша школа стремится стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной, культурной жизни учеников.
Цель Программы: создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. Это современный воспитательный идеал.
Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по различным направлениям.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности;
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание.
По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания.
| |||
8.50 – 9.15 |
Выступление Филянина П.А., директора школы |
Кабинет № 26 (3 этаж) | |
9.20 – 10.05 |
Презентация социально-образовательного проекта «Школьная книга памяти». Учитель первой категории Крысина Елена Геннадьевна. |
Кабинет № 18 (2 этаж) | |
Урок русского языка во 2 «А» классе. Путешествие в страну «Лексика». Учитель первой категории Ковалкина Ирина Геннадьевна. |
Кабинет № 14 (2 этаж) | ||
Веб—квест «Я и моя семья», 6 «А» класс. Учитель Земскова Татьяна Викторовна. |
Кабинет № 11 (1 этаж) | ||
Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь и доброта в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка». Учитель первой категории Кохан Елена Юрьевна. |
Кабинет № 3 (1 этаж) | ||
|
Урок английского языка в 10 классе «Искусство в нашей жизни» Учитель первой категории Аверьянова Елена Анатольевна |
Кабинет № 19 (2 этаж) | |
Внеклассное мероприятие в третьих классах «Дом дружбы» Учителя первой категории Степанова Надежда Борисовна и Тихонова Наталья Григорьевна |
Кабинет № 4 (1 этаж) | ||
Урок—исследование. «Питание школьника». 7 класс. Учитель первой категории Коконкина Татьяна Дмитриевна |
Кабинет № 25 (3 этаж) | ||
Урок мужества «Письма с фронта». 8 класс. Учитель первой категории Бояркина Ольга Анатольевна |
Кабинет № 16 (2 этаж) | ||
11.10 – 12.40 |
Школьный проект «Овация - 2016» Заместитель директора по воспитательной работе Слепова Ирина Николаевна, учитель первой категории Солдатова Людмила Николаевна |
Спортзал (2 этаж) | |
12.40 – 13.25 |
Подведение итогов семинара Шумилова Валентина Константиновна заместитель начальника отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики, Заслуженный работник образования ЧР, Почетный работник общего образования РФ. Филянин П.А. – директор школы |
Кабинет № 18 (2 этаж) | |
Присутствующие на семинаре при анализе отметили высокий профессионализм сплоченного коллектива пятой школы, где царит требовательная, но буквально семейная доброжелательная атмосфера.
Воспитательный потенциал представленных занятий был очень высок и душевно трогателен, многие присутствующие не смогли сдержать слез.
А заключительным действом семинара стал школьный проект «Овация 2016». Здесь в празднично оформленном зале были подведены итоги учебного года. Заслуги учеников и учителей не были забыты.
За достижения на городском, республиканском, межрегиональном и всероссийском уровнях было вручено более сотни Почетных грамот и Дипломов. Были награждены и родители за сотрудничество со школой и отличное воспитание своих детей.
Всем многочисленным награжденным вручались цветы и в их честь выступали школьные артисты, на высоком профессиональном уровне, призеры не только городских, но и республиканских конкурсов.
Семинар получился ёмким по содержанию, разнообразным по форме проведенных занятий, на интеллектуальном уровне.
В этом большая заслуга учителей Крысиной Е.Г, Бояркиной О.А,, Солдатовой Л.Н, Кохан Е.Ю., Земсковой Т.В., Аверьяновой Е.А, Степановой Н.Б., Тихоновой Н.Г., Коконкиной Т.Д., Ковалкиной И.Г. и руководства школы.
Кузина И.В.